Куда вы сливаете бюджет? Эффективное уменьшение затрат бизнеса
Иногда, чтобы зарабатывать больше, нужно не больше вкладывать, а меньше тратить. Это не об экономии, а о рациональном использовании ресурсов. В статье рассказываем о том, какие расходы стоит сокращать, чтобы оптимизировать бюджет.
Стратегия сокращения расходов
Оптимизация бюджета — это поэтапный процесс, который даст свои плоды в перспективе. Вот план, который наглядно его представляет:
- Определите основные и второстепенные источники затрат и разделите их по статьям (маркетинг, аренда, зарплата и т.д.)
- Вносите ВСЕ доходы и расходы компании в систему учета. Это должно стать регулярной практикой. Вы не сможете оптимизировать расходы если не будете видеть общей картины движения денежных средств.
- Когда у вас будет достаточно данных для того, чтобы сделать выводы (расходы по статьям минимум за 3 месяца), проанализируйте динамику их изменения.
- Пересмотрите основные статьи расходов и воспользуйтесь советами по их оптимизации из этого материала, продолжая вносить данные в программу учета.
- Делайте сверку показателей каждый месяц, чтобы реагировать на любые изменения и отслеживать успешность оптимизации.
Почему важно отслеживать показатели в динамике?
Потому что расходы и доходы бизнеса зависят от многих факторов, от сезонности до принятых руководителем решений. Чтобы делать выводы, нужно иметь на руках все карты — цифры, которые покажут не только "сегодня", но и "вчера", и даже "три месяца назад". Это нужно, чтобы увидеть точки роста и с уверенностью посмотреть в "завтра".
Статьи доходов и расходов в РемОнлайн

Как только цифры будут на руках, обратите внимание, сколько вы тратите на:
1. Маркетинг
Как оптимизировать:
Чтобы оптимизировать расходы маркетинга, вы должны понимать не только каналы, на которые тратите, но и то, что это конкретно дает вашему бизнесу. А значит, возьмите за привычку на постоянной основе отслеживать:
- средний чек
- количество продаж за конкретный период
- возвращаемость клиентов
- конверсию по отдельным рекламным каналам.
Это не просто цифры, которые надо держать на уровне. Анализируя показатели на постоянной основе вы сможете принять череду конкретных решений по оптимизации бюджета:
- Вкладывать больше в те рекламные каналы, которые приносят вам больше прибыли. Например, контекстная реклама может приносить свои плоды, но какой смысл вкладывать в нее, если можно потратить эти деньги на листовки у метро, если те по факту приводят больше клиентов.
- Сделать акцент не на привлечение новых клиентов, а на удержание постоянных. Часто руководители берут во внимание только то, сколько новых клиентов пришло с конкретного рекламного канала, но никак не отслеживают, сколько из них обратилось повторно. А это тот показатель, который может помочь вам оптимизировать бюджет, ведь удержание обходится значительно дешевле, чем привлечение.
Читайте больше о том, как работать с клиентской базой
2. Аренда
Как оптимизировать:
- Коммуницировать с владельцем арендуемой площади. Даже если кажется, что этот пункт бессмысленный, хотя бы попробуйте вести переговоры и находить точки соприкасания в виде компромиссов. Практика показывает, что арендаторы могут идти на уступки — главное инициировать контакт.
- Сократить объем арендуемой площади. Подумайте, нужно ли вам столько места для склада, например. Может быть стоит навести порядок и расположить товары более рациональным образом. Или же отправить некоторых сотрудников на удаленку, если особенности бизнеса позволяют.
- На цену аренды прямым образов влияет местоположение. Понятно, что в центральных районах и в оживленных точках аренда стоит дороже, поэтому обязательно учитывайте проходимость арендуемой площади. Возможно помещение в спальном районе будет намного выгоднее для прачечной, а шиномонтаж лучше обустроить возле гаражных комплексов.
3. Зарплаты
Как оптимизировать:
- Если есть возможность отдавать работу на аутсорс, делайте это. Намного дешевле для малого бизнеса обходится делегирование задач внештатным сотрудникам, чем их официальное трудоустройство. Бухгалтер, копирайтер, дизайнер, а в некоторых случаях даже менеджер отдела продаж успешно могут сотрудничать с вами на аутсорсе.
- Настройте систему мотивации. Пусть зарплата сотрудников зависит от результата, а нет от проведенных на рабочем месте часов. Бонусы за продажу более дорогих товаров, процент от продаж или количества выполненных заказов — все это может послужить хорошим стимулом работать усерднее и лучше. Когда встает вопрос о найме дополнительных рук, не торопитесь писать объявление о поиске нового сотрудника и подумайте, достаточно ли мотивирован основной состав — это всегда может стать точкой развития мотивационной системы оплаты труда в вашей компании.
Читайте больше о бухгалтерии на аутсорсе
4. Оборудование
Как оптимизировать:
- Покупайте подержанную технику. Принтеры, ноутбуки, мониторы — "подержанный" уже давно не значит "плохой". Площадки с б/у техникой переполнены не из-за того, что она быстро приходит в негодность, а из-за желания людей обладать новыми моделями — воспользуйтесь этим во благо своего бюджета.
- Выставляйте на продажу то, чем уже не пользуйтесь. Это для крупной компании очередной нерабочий принтер в кладовке ничего не дает. А для малого бизнеса лучшим способом вернуть хотя бы часть затрат на технику или мебель будет продажа.
5. Склад
Как оптимизировать:
- Увеличивать оборачиваемость товаров. Это значит, что вам нужно найти источники дополнительных продаж (разместить товар на маркетплейсах, например). Важно, чтобы как можно меньше времени товар залеживался на складе.
- Избавиться от неликвидных позиций. Проанализируйте продажи и сократите ассортиментную матрицу, вычеркнув из нее товары с самым долгим сроком реализации. Возможно они вообще не интересны вашим клиентам?
- Наведите, наконец, порядок на своем складе. Неправильное организованное хранение товаров может негативно влиять на все бизнес-процессы и задерживать обработку заказов. В этом поможет адресное хранение товаров.
- Как альтернативный вариант, который вовсе избавит вас от потребности выделять помещение под склад, попробуйте дропшиппинг — прямую поставку товара от поставщиков своим клиентам. Модель подходит не всем типам бизнеса, но отлично оправдывает себя на практике, когда товаров много и вопрос помещения стоит ребром.
И не забудьте подписаться на обновления блога Прокачай. Это решение тосно станет рабочим для вас, ведь мы освещаем только самые полезные темы:)