5 минут

Финансовый учет. Часть 1: ключевые отчеты для руководителей бизнеса

Часто владельцы малого и среднего бизнеса боятся финансового учета, считая это сложнейшим процессом, требующим специальных знаний и опыта. Чтобы сводить финансы в компании, многие предприниматели пытаются вести учет в электронных таблицах, используют рукописные заметки или узкофункциональные программы. Или просто не заморачиваются и считают лишь деньги в кассе.



С таким подходом компания не может стабильно развиваться, а финансовые потери и кассовые разрывы становятся регулярными. Поэтому важно понимать, что чем раньше в вашем бизнесе появится понятие финансового учета, тем раньше вы сможете оценить реальное положение дел и начать бороться с проблемами, которые не дают вашей компании расти.

Чтобы ознакомить владельцев малого и среднего бизнеса с понятием финансового учета, его ценностью, рассказать о ключевых аналитических отчетах, мы подготовили цикл статей, которые максимально осветят эту тему. В первой части, например, мы разложили по полочкам три финансовых отчета, на которых основывается учет для руководителя бизнеса, чтобы показать: каждый может внедрить их в работу и научиться читать, что впоследствии позволит принимать обоснованные решения.


Узнайте, как анализ отчетов в RemOnline поможет вам построить правильную организационную стратегию

Баланс

Это вид отчета, который показывает все активы предприятия на определенную дату, а также источники формирования этих активов: обязательства и капитал. Такую финансовую отчетность составить совсем не сложно. Главное — всегда соблюдать правило “уравнение баланса”:



Активы = Обязательства + Капитал



где активы делятся на внеоборотные и оборотные, обязательства — на краткосрочные и долгосрочные, а капитал — на прибыль, уставной фонд и другие. Эти крупные статьи баланса, в свою очередь, делятся на более мелкие, в которых уже детально раскрывается содержание.

На какие ключевые показатели в отчете нужно обратить внимание?

  • общая сумма активов бизнеса;
  • сумма прибыли, накопленная на дату баланса;
  • состояние задолженности перед поставщиками и клиентов перед вами;
  • общая сумма денежных средств в компании на дату баланса.

Такой отчет полностью предоставляет информацию о том, чем владеет компания. Именно благодаря ему владелец бизнеса может контролировать остаток денег на счетах, понимать, сколько и кому он должен, кто должен ему, а также может оценить финансовую устойчивость фирмы. Добавим, что этот вид хозяйственной отчетности особенно важен для малого бизнеса, где остро стоит вопрос контроля остатков и состояния задолженности. Правильно организованный учет снижает риск потерь и краж в компании и повышает результативность бизнеса.

Отчет о движении денежных средств

cashflow-ua.webp (63 KB)



Это отчет, который учитывает все денежные поступления и выплаты с классификацией основных источников. В отчет о движении денежных средств заносят каждую фактическую денежную операцию, которая содержит сумму, контрагента и источник (откуда пришли либо куда ушли средства). Все движения денежных средств делят по категориям (статьям), что помогает лучше понимать структуру и главные источники доходов или расходов за определенный промежуток времени.

Благодаря отчету о ДДС вы будете знать:

  • на что тратите больше всего;
  • какое направление вашей деятельности приносит большую выручку;
  • как спланировать расходы наперед;
  • как оперативно реагировать на чрезмерные расходы;
  • как избежать кассовых разрывов.

Для малого бизнеса такой отчет является ключевым, потому что с ограниченными финансовыми ресурсами очень просто оказаться с нулем на счетах, не выполнить обязательства перед работниками по выплате заработной платы или перед государством по уплате налогов. Эти риски способны полностью парализовать деятельность малого бизнеса и даже привести к банкротству. Именно отчет о ДДС предупредит вас, если что-то пойдет не так ☝️

На какие финансовые показатели в отчете нужно обратить внимание?

  • структура доходов;
  • структура расходов;
  • сальдо на конец периода (он же чистый денежный поток).

Отчет о финансовых результатах

Это отчет о доходах, расходах и финансовых результатах за определенный отчетный период, например месячный отчет. В нем содержатся данные о выручке, себестоимости товаров и услуг, валовой и чистой прибыли, а также управленческих (административных) расходах.

Если ДДС показывает, что с деньгами происходит сейчас (фактическое положение), то отчет о финансовых результатах отвечает собственнику на главный вопрос: “Прибылен ли мой бизнес?”.



Стройте планы на будущее благодаря отчетам управленческого учета в RemOnline



На какие показатели в отчете нужно обратить внимание?

  • выручка;
  • себестоимость;
  • валовая прибыль; 
  • административные расходы;
  • чистая прибыль;
  • динамика показателей.

Какой толк в собственном деле и наличии денег на счетах, если оно в конечном итоге убыточно? Именно отчет о финансовых результатах (еще известный как отчет “P&L”, “profit and loss”) поможет руководству оценивать результаты деятельности компании, сравнивать различные временные периоды и прогнозировать будущую продуктивность.


Untitled_Diagram.jpeg (21 KB)



Все три отчета о финансовом управлении тесно связаны и помогают управленческой команде увидеть целостную картину бизнеса. Кроме того, эта финансовая отчетность может предоставить ценные идеи для достижения целей высокого уровня. Финансовый учет должен стать регулярной практикой в вашей фирме, поскольку поможет избежать ошибок при принятии важных решений.

Чтобы изучить вопрос глубже и найти еще больше полезной информации, не забудьте подписаться на обновления нашего блога. Здесь вы найдете ответы на многие свои вопросы :)

comments powered by Disqus