11 минут

Как не прогореть в партнерском бизнесе?

Предприниматели делятся на два типа: те, которые самостоятельно развивают компанию, и те, которые стараются обзавестись поддержкой в лице партнера. Или даже нескольких. Как показывают исследования, больше шансов на успех у вторых.

Мы разобрались в нюансах партнерского бизнеса, чтобы понять, почему.

Что такое партнерский бизнес

Партнерский бизнес — это самая эффективная модель развития собственного дела. И это не просто громкие слова, но и научно подтвержденный факт. Исследователи Университета Марккета (США) проанализировали 2 тыс. быстрорастущих компаний и выявили, что 94% из них имеют больше двух основателей, и только 6% основал один человек*.

Партнерство — это модель, в которой бизнес основали и развивают несколько человек. Причем это могут быть как друзья или знакомые, так и абсолютно чужие люди с общей идеей. Похожей моделью является сотрудничество. Часто эти определения путают, не улавливая основного различия.

Партнерство и сотрудничество: в чем разница?

Партнерство: один бизнес с несколькими (2 и более) партнерами с момента основания компании.
Пример: Ларри Пейдж и Сергей Брин познакомились еще в университете и через несколько лет вместе основали компанию Google как равноправные партнеры, пригласив еще одного человека в руководство.

Сотрудничество: два и более уже действующих бизнеса сотрудничают единоразово или постоянно для общей выгоды.
Пример: Бренд одежды River Island и интернет-ритейлер ASOS начали сотрудничество уже будучи известными по всему миру компаниями. При этом партнерская бизнес-модель выгодна для каждой из этих компании в равной степени: первые получили дополнительную точку сбыта в почти 200 странах через посредника, а вторые представили у себя в ассортименте известный мировой бренд.

Но у каждой медали две стороны. Наравне с неоспоримыми плюсами партнерский бизнес имеет свои подводные камни. Для объективности рассмотрим обе стороны — решения о бизнесе с партнером нельзя принимать не взвесив все плюсы и минусы, иначе на этих весах могут оказаться крупные суммы или даже сам бизнес.

Очевидные преимущества партнерского бизнеса:

  • разделение ответственности и нагрузки между партнерами
  • разный жизненный и профессиональный опыт, который поможет развивать дело быстрее и эффективнее
  • вложения нескольких соучредителей увеличивают стартовый капитал
  • командная работа


Подводные камни партнерского бизнеса:

  • менее опытный партнер может тормозить развитие
  • не всегда удается построить доверительные отношения с чужим человеком, и профессиональные — с близким
  • партнерский бизнес с друзьями или членами семьи часто оказывается проблемой из-за нежелания оформлять его документально
  • нежелание описывать в соглашении детали и способы выходы из конфликтов на старте может привести к тому, что в процессе проблема не решится


Конечно, чтобы сократить вероятность развития негативного сценария, нужно позаботиться о том, чтобы стороны знали и соблюдали установленные договоренности. Поэтому просто проговорить их недостаточно. Если вы с партнером серьезные предприниматели, настроенные на результат, а не просто по-братски решили заняться делом, задокументируйте внутренние положения компании в партнерском соглашении.

Партнерское соглашение: принципы составления

Партнерское соглашение — это не юридический документ. Он не несет правовой силы и нужен только для внутреннего пользования. Да, его составление займет время и иногда кажется бессмысленным, особенно если в роли партнера выступает друг или родственник, и все "давно все решили". Но лучше потратить больше времени на этапе подготовки, и дотошно обговорить все детали, подпункты и даже моменты, которые кажутся мелочными, чем не пожинать горькие плоды разочарований и недопонимания уже во время совместной работы.

Партнерское соглашение между учредителями обязательно должно содержать:

  • как можно больше деталей о внутренней жизни компании. Это документы, описывающие бизнес-процессы, устав и другие нюансы "внутряка"
  • регламентированный порядок разрешения конфликтных ситуаций с партнерами. Вы должны обсудить план выхода из возможных конфликтов и список действий для ситуаций, которых этот план не сможет охватить. Конечно, предугадать все вы не сможете, но зато будете спать спокойно с мыслью о том, что план "Б" существует.


И тут подходим к главному вопросу: как составить договор между партнерами по бизнесу? Тут тоже все просто. Садитесь вместе и обсуждаете такие вопросы:

1. Стратегия. С чего начинаете, куда идете и что планируете достичь. Все это с конкретными сроками и терминами. Стратегическое планирование включает даже такие вопросы, как возможность присоединения к другому бизнесу, его покупка или увеличение числа партнеров.

2. Финансы. Доли первоначального капитала, оценка стоимости компании, зарплатный фонд и финансовый прогноз. Источники финансирования в случае кассового разрыва и инвесторов тоже стоит оговорить заранее. Обязательно указывается схема распределения будущей прибыли!

3. Роли. Организационная структура компании и разграничение зон ответственности. На этом этапе также стоит решить, как будут приниматься решения и порядок их согласования с партнерами.

4. Принципы. Ценности, которыми вы будете руководствоваться в процессе принятия решений, миссия компании.


Отношение к деньгам, действия в случае выхода партнера из доли и даже возможность найма родственников — обсуждение таких деталей на старте поможет понять глубинную мотивацию друг-друга и предотвратить конфликты.

Например:
Два друга решают начать бизнес по аренде детских автокресел. Конечно же без партнерского соглашения, друзья ведь. Бизнес пошел в гору и стал приносить прибыль всем на радость. Но чем больше прибыли приносила компания, тем больше конфликтных ситуаций возникало: никто изначально не решил, как эта прибыль будет распределяться. Один из партнеров хотел быстрого роста и поэтому видел целесообразность во вложении прибыли в масштабирование. А второй хотел достатка себе и своей семье уже сейчас. Можете догадаться, что было с компанией дальше.


brotherhood.png (2.02 MB)

Именно поэтому роль партнерского соглашения недооценена, ведь это то, что обезопасит вас и ваш бизнес. А еще помните, что такой документ — не статичная информация. Вы всегда можете обновлять положения и добавлять новые пункты. Главное делать это вместе с партнером :)

* Если вы заинтересованы в том, чтобы ваше партнерское соглашение было как можно более точным и конкретным, да и просто хотите узнать больше о принципах ведения бизнеса с партнерами, советуем прочесть книгу Дэвида Гейджа "Партнерское соглашение: Как построить совместный бизнес на надежной основе."

Как наладить партнерские отношения в бизнесе

Договор договором, но все-таки эта бизнес-модель не продержится долго без простой человеческой коммуникации и доверительных отношений между партнерами.

Вот основные правила, которые помогут вам такие отношения построить, и самое главное, поддерживать:

  • Открытая и искренняя коммуникация. Здесь действует принцип "говорить словами через рот". Обсуждайте все важное и не очень, и не молчите о том, что хотелось бы изменить или улучшить. Партнерский бизнес — это долгосрочные отношения, которые невозможно построить на умалчиваниях и обидах.
  • Совместное разрешение конфликтных ситуаций. Чтобы сохранить доверительные отношения, не отстраняйтесь и не пытайтесь "замять" конфликты. Попытайтесь вместе с партнерами понять природу их возникновения и найти пути решения.
  • Стремление к общим целям. Если один партнер хочет быстро развивать бизнес и на первых порах вкладывать прибыль в масштабирование, а второй — экономить и двигаться постепенно, дело далеко не зайдет. Сохранить доверительные отношения с бизнес-партнерами помогут общие цели и ценности. А если вы уже на старте смотрите в разных направлениях, советуем задуматься о целесообразности такого партнерства.

Нежелание обращать внимание на отличие взглядов на берегу может привести к крушению корабля в открытом море нестабильного рынка

Но иногда даже самые доверительное и искреннее партнерство может испортить финансовый вопрос. А точнее неправильное распределение частей между учредителями. Но как посчитать долю, если один партнер сделал значительный материальный вклад, а второй сутками работает, или обладает уникальными знаниями? Давайте разбираться.

Как определить долю партнера

Нет устоявшихся правил, по которым разделяется капитал между партнерами. Финансовые вопросы базируются на множестве факторов: отношения между партнерами, доля в стартовом капитале, устав организации. Но если углубиться, можно выделить два типа влияния партера в развитие компании, на которых основывается его доля:

1. Финансовый. Это то, сколько он вкладывает в стартовый капитал и его последующие вложения. Например, два партнера с одинаковой суммой на старте могут иметь одинаковую долю в бизнесе.

2. Нематериальный (потраченное время, опыт, знания, связи и т.д.). Здесь уже высчитать долю сложно, но можно. И в данном случае нематериальный вклад может быть ценнее материального, поэтому оценивается такой вклад равноправно с финансовым. Например, если один партнер обеспечил стартовый капитал, а второй владеет знаниями, как эффективно его применить, то их доли могут быть равны.


При распределении доли важно оценивать вклад каждого партнера не только на старте, но и в процессе развития компании. Можно заранее прописать в партнерском соглашении, что доля уменьшается если, например, руководитель стал уделять бизнесу меньше времени и никак не влияет на его развитие. Также можно указать там, сколько часов в неделю партнер должен проводить в офисе, или другие условия сохранения финансовой доли в бизнесе. Это "подстегивает" и мотивирует на то, чтобы работать во благо компании наравне (и уберегает от претензий).

В любом случае финансовые условия все равно надо закрепить с точки зрения права. Но какую организационно-правовую форму лучше выбрать для партнерства, чтобы и согласно закону действовать, и в налогах не утонуть? Мы и в этом разобрались.

Партнерство при ИП

Чтобы правильно оформить партнерский бизнес, нужно отталкиваться от того, что уже имеется. А именно:

Если один из партнеров уже оформлен как ИП и вы вместе решили сделать второго наемным работником. В этом случае партнер, который числится руководителем с юридической точки зрения имеет больше прав. Поэтому такой вариант подойдет только при очень доверительных отношениях (а если вы внимательно читали статью, то должны понимать риски такой затеи).

Если все партнеры оформлены как ИП. В этом случае обратите внимание на правовую форму "товарищество".

Но если изначально ни один из партнеров не оформлен как ИП, для партнерского бизнеса лучше (и безопаснее) открывать ООО. Но, чтобы узнать о правовых нюансах такого предприятия, лучше проконсультируйтесь со своим юристом. Так будет правильно.

Как пишет Дэвид Гейдж, "Самое восхитительное преимущество партнерства — колоссальный потенциал для синергии. Объединяя свои сильные стороны, партнеры не только способствуют упрочению своего бизнеса, но и расширяют его возможности." Twitter, Procter and Gamble, Yahoo!, Apple и многие другие известные по всему миру компании подтверждают эти слова. Все они созданы по модели партнерского бизнеса. Желаем и вам найти партнеров, работа с которыми умножит ваш собственный потенциал, стартовый капитал и поможет идее развернуться в нечто большее.

Не забудьте подписаться на наш Телеграм-канал и обновления блога, пока мы готовим для вас очередной полезный материал.

comments powered by Disqus