Зачем малому бизнесу нужны чат-боты
Существует мнение, что чат-боты вскоре заменят мобильные приложения. Не удивительно: эти виртуальные помощники, реагирующие на текстовые команды, уже успели стать привычной частью повседневной жизни миллионов пользователей. При этом разработка бота обходится дешевле приложения. В статье поговорим о том, как их можно использовать для автоматизации малого бизнеса. Клиенты точно оценят!
Что такое чат-боты?
По сути чат-бот — это заранее подготовленный вами сценарий общения с клиентом, где он лишь выбирает предложенные опции.
Рассмотрим простейший сценарий бота для сервис центра электроники, который будет показывать предположительную стоимость услуг и собирать контакты потенциальных клиентов:
Начать → Что у вас случилось?
— клиент выбирает из вариантов:
- поломка компьютерной техники
- поломка мобильной техники
- поломка цифровой техники
- поломка мелкой бытовой техники.
Далее сценарий ведет к видам техники в выбранной категории, выводит предположительный ценник услуг (диагностика, замена или ремонт деталей) и предлагает клиенту оставить контакты для получения скидки 10% на первый заказ.
Это удобно как для клиентов, так и для бизнеса:
- Первые получают то, что им нужно от компании в удобном формате.
- Вы автоматизируйте процессы, экономите бюджет и время сотрудников.
Чат-бот для малого бизнеса
По статистике, 60% опрошенных предпринимателей уже используют чат-ботов для автоматизации бизнес-процессов, 33% ничего не знают о данной технологии и 7% находятся на этапе планирования или внедрения
Вот три основные функции, которые будут полезны малому бизнесу:
Информативная. Ответы на популярные вопросы, знакомство с услугами, ассортиментом и полезной информацией.
Например: если у вас широкая линейка товара и клиенты часто просто не могут определиться/не знают, какой товар им подойдет больше. Такой-чат бот может заменить консультацию с сотрудником.

Лидогенерирующая. Используется, как лид-магнит, целью которого является получение контактов потенциальных клиентов. Часто имеют развлекательный характер в виде опросников или виртуальных помощников.
Продающая. Работает с уже горячими клиентами и помогает совершить покупку, часто интегрируется с платежными системами.
Это лишь несколько примеров, а выбор подходящего сценария ограничивается лишь вашей фантазией. Один чат-бот может выполнять несколько функций одновременно, а размещать их можно в мессенджерах или на сайте компании. Поэтому, создавая бота, опирайтесь на особенности аудитории. Кстати, о создании...
Как создать чат-бота
Онлайн-конструктор. Множество онлайн-сервисов предлагает создание чат-ботов с простыми сценариями за небольшую плату. Добавьте к ней ежемесячное обслуживание сервера и смело автоматизируйте прием заказов или консультацию клиентов.
Самописный чат-бот. Если вы хотите перенести в чат-бот уникальные бизнес-процессы и создать сценарии посложнее, поищите специалиста, который вам поможет написать бота с нуля. В этом случае приготовьте бюджет посолиднее.
При обоих вариантах главное учитывать моменты, отсутствие которых вылезет вам боком позже. Их три:
1. Интеграция с crm-системой. Не важно, через онлайн-коннекторы или API, но вся полученная информация о клиентах и их заказах должна автоматически передаваться в вашу программу, иначе вы не автоматизируете процессы, а произведете еще больше хаоса.
2. Тестирование и корректировка. Возможность запуска бесплатного бота если вы пользуетесь конструктором, чтобы выявить его слабые места и постоянно улучшать.
3. Мультиплатформенное использование. Идеально, если ваш бот будет подходить для разных мессенджеров с минимальной корректировкой под каждый.

Какие ошибки чат-ботов отпугнут клиентов?
1. Запутанный сценарий. Вы не продумали цепочку вопросов пользователя и возможные ответы на них и логика чат-бота совершенно не очевидна.
2. Слишком много функций. Ваш чат-бот и оплаты принимает, и товар помогает выбрать, и советы дает, и статус заказа отображает. Это может оказаться слишком большим выбором для пользователей и отпугнет их. Сконцентрируйтесь на нескольких функциях.
3. Недостаток тестирования. Вы создали бот и сразу запустили в работу. А он то ссылки неправильные выдает, то ответы с вопросами свести не может. Хорошо протестируйте чат-бота перед запуском, чтобы не запутать пользователей.
И вот, когда уже определились с функциями и знаете, как предотвратить ошибки в разработке чат-ботов, вдохновляйтесь кейсами использования этой технологии другими компаниями. Мы их специально тут оставили:- Чат-бот каршеринга YourDrive отвечает на популярные вопросы клиентов и помогает взять автомобиль в аренду. С его помощью сервис уменьшил количество звонков в 3 раза .
- Бот Aviasales помогает пользователем найти самые дешевые билеты. Благодаря ему компания в несколько раз сократила расходы на службу поддержки.
- Чат-бот Robokassa создан для модели b2b и помогает предпринимателям подключать платежные системы. Благодаря этому сервис продает свои услуги прямо в мессенджерах.
И подписывайтесь на обновления блога и наш Телеграм-канал, чтобы не пропустить новых полезных статей. Для вас мы узнаем только самое интересное.