Финансовый учет. Часть 1: ключевые отчеты для руководителей бизнеса
Часто владельцы малого и среднего бизнеса боятся финансового учета, считая это сложнейшим процессом, требующим специальных знаний и опыта. Чтобы сводить финансы в компании, многие предприниматели пытаются вести учет в электронных таблицах, используют рукописные заметки или узкофункциональные программы. Или просто не заморачиваются и считают лишь деньги в кассе.
С таким подходом компания не может стабильно развиваться, а финансовые потери и кассовые разрывы становятся регулярными. Поэтому важно понимать, что чем раньше в вашем бизнесе появится понятие финансового учета, тем раньше вы сможете оценить реальное положение дел и начать бороться с проблемами, которые не дают вашей компании расти.
Чтобы ознакомить владельцев малого и среднего бизнеса с понятием финансового учета, его ценностью, рассказать о ключевых аналитических отчетах, мы подготовили цикл статей, которые максимально осветят эту тему. В первой части, например, мы разложили по полочкам три финансовых отчета, на которых основывается учет для руководителя бизнеса, чтобы показать: каждый может внедрить их в работу и научиться читать, что впоследствии позволит принимать обоснованные решения.
Баланс
Это вид отчета, который показывает все активы предприятия на определенную дату, а также источники формирования этих активов: обязательства и капитал. Такую финансовую отчетность составить совсем не сложно. Главное — всегда соблюдать правило “уравнение баланса”:
Активы = Обязательства + Капитал
где активы делятся на внеоборотные и оборотные, обязательства — на краткосрочные и долгосрочные, а капитал — на прибыль, уставной фонд и другие. Эти крупные статьи баланса, в свою очередь, делятся на более мелкие, в которых уже детально раскрывается содержание.
На какие ключевые показатели в отчете нужно обратить внимание?
- общая сумма активов бизнеса;
- сумма прибыли, накопленная на дату баланса;
- состояние задолженности перед поставщиками и клиентов перед вами;
- общая сумма денежных средств в компании на дату баланса.
Такой отчет полностью предоставляет информацию о том, чем владеет компания. Именно благодаря ему владелец бизнеса может контролировать остаток денег на счетах, понимать, сколько и кому он должен, кто должен ему, а также может оценить финансовую устойчивость фирмы. Добавим, что этот вид хозяйственной отчетности особенно важен для малого бизнеса, где остро стоит вопрос контроля остатков и состояния задолженности. Правильно организованный учет снижает риск потерь и краж в компании и повышает результативность бизнеса.
Отчет о движении денежных средств
Это отчет, который учитывает все денежные поступления и выплаты с классификацией основных источников. В отчет о движении денежных средств заносят каждую фактическую денежную операцию, которая содержит сумму, контрагента и источник (откуда пришли либо куда ушли средства). Все движения денежных средств делят по категориям (статьям), что помогает лучше понимать структуру и главные источники доходов или расходов за определенный промежуток времени.
Благодаря отчету о ДДС вы будете знать:
- на что тратите больше всего;
- какое направление вашей деятельности приносит большую выручку;
- как спланировать расходы наперед;
- как оперативно реагировать на чрезмерные расходы;
- как избежать кассовых разрывов.
Для малого бизнеса такой отчет является ключевым, потому что с ограниченными финансовыми ресурсами очень просто оказаться с нулем на счетах, не выполнить обязательства перед работниками по выплате заработной платы или перед государством по уплате налогов. Эти риски способны полностью парализовать деятельность малого бизнеса и даже привести к банкротству. Именно отчет о ДДС предупредит вас, если что-то пойдет не так ☝️
На какие финансовые показатели в отчете нужно обратить внимание?
- структура доходов;
- структура расходов;
- сальдо на конец периода (он же чистый денежный поток).
Отчет о финансовых результатах
Это отчет о доходах, расходах и финансовых результатах за определенный отчетный период, например месячный отчет. В нем содержатся данные о выручке, себестоимости товаров и услуг, валовой и чистой прибыли, а также управленческих (административных) расходах.
Если ДДС показывает, что с деньгами происходит сейчас (фактическое положение), то отчет о финансовых результатах отвечает собственнику на главный вопрос: “Прибылен ли мой бизнес?”.
На какие показатели в отчете нужно обратить внимание?
- выручка;
- себестоимость;
- валовая прибыль;
- административные расходы;
- чистая прибыль;
- динамика показателей.
Какой толк в собственном деле и наличии денег на счетах, если оно в конечном итоге убыточно? Именно отчет о финансовых результатах (еще известный как отчет “P&L”, “profit and loss”) поможет руководству оценивать результаты деятельности компании, сравнивать различные временные периоды и прогнозировать будущую продуктивность.
Все три отчета о финансовом управлении тесно связаны и помогают управленческой команде увидеть целостную картину бизнеса. Кроме того, эта финансовая отчетность может предоставить ценные идеи для достижения целей высокого уровня. Финансовый учет должен стать регулярной практикой в вашей фирме, поскольку поможет избежать ошибок при принятии важных решений.
Чтобы изучить вопрос глубже и найти еще больше полезной информации, не забудьте подписаться на обновления нашего блога. Здесь вы найдете ответы на многие свои вопросы :)