Как мотивировать своих сотрудников?
В малом бизнесе показатели каждого сотрудника имеют ключевое значение, ведь низкая мотивация персонала ведет к падению производительности всей компании.
И если в больших корпорациях систему мотивации разрабатывают целые команды, то руководители штата из 5-50 человек часто просто не знают, как это сделать самостоятельно. Из-за этого страдает и бюджет, и продуктивность, и сам руководитель. Давайте разбираться, что делать, чтобы этого не допустить.
Что такое мотивация персонала и зачем она нужна
Мотивация персонала — это ряд стимулов и действий, направленных на рост производительности. Эффективная же система мотивации предполагает не только увеличение трудоспособности, но также привлечение и удержание ценных кадров. Проще говоря, мотивация сотрудников — это действия, которые стимулируют персонал для эффективной работы и делают компанию привлекательной в их глазах.
А не должна ли работа сотрудников быть эффективной априори, спросите вы.
Иногда руководители предпочитают увольнять недостаточно мотивированный персонал не зная, что потеря мотивации — это процесс, вытекающий из природы человека и его потребностей, а вернее, из-за их неудовлетворения (дальше рассмотрим конкретные примеры). И правильная система мотивация как раз помогает убрать факторы, которые ее снижают. Скорее всего, в компаниях с высокой "текучкой" кадров система мотивации просто не работает. Увольнение — крайние меры, потому что поиск и обучение новых специалистов обходится в несколько раз дороже, чем дополнительные бонусы для уже сформировавшегося штата сотрудников.
Но разные бонусы действуют на всех по разному. Прежде чем разрабатывать систему мотивации для персонала, нужно разобраться, какие ее виды существуют, и выяснить, какие факторы будут решающими для ваших сотрудников.
Этим и займемся далее.
Виды мотивации персонала
Материальная и нематериальная мотивация
Статистика показывает, что 45% опрошенных считают себя низкомотивированными из-за чувства недооцененности со стороны начальства и ощущения, что их работа никому не нужна
Положительная и отрицательная мотивация
Перебор с отрицательная мотивацией может негативно сказаться на атмосферу в коллективе и психологическое удовлетворение сотрудников. Если основным движущим стимулом в работе станет страх, он возьмет с собой своих друзей: выгорание и неудовлетворенность.
Внешняя и внутренняя мотивация
Если внутренняя мотивация на минимальном уровне или вовсе отсутствует, придется туго: хоть зарплату повышай, хоть в офисе концерты устраивай. Не сработает. Здесь нужен индивидуальный подход: какие требования и задачи вы ставите к определенной должности. Пусть это будет отправной точкой в вопросе, нужен ли такой сотрудник или все-таки нет.
42% опрошенных считает, что уровень мотивации поднимает повышение зарплаты и продвижение по карьерной лестнице
Психология и мотивация человека
Концепция Маслоу
Адепты концепции придерживаются мнения, что человек руководствуется принципами, которые условно можно представить в виде пирамиды: начиная с базовых физических потребностей, и заканчивая потребностями высокого уровня. И пока базовые потребности не удовлетворены, человек не будет нуждаться в остальных.

Например, сотрудников с уровнем зарплаты ниже среднего скорее всего не заинтересует абонемент в спортзал. И если оборудование, на котором они работают, старое, а в офисе часто отключают электричество, стоит решить сначала эти (базовые) проблемы. Обеспечьте достойные условия труда, а уже после задумывайтесь о более высоких стимулах.
Теория поколений
Поколение — это группа людей, родившихся в один период. К представителям разных поколений нужен разный подход и разные рычаги давления. Это значит, что помимо социокультурных факторов и характера человека, его мотивацию определяет время. Вот краткая выжимка теории поколений:
Поколение X (1965--1980 г. рождения): скорее всего это основная часть ваших сотрудников. Представители этого поколения росли с родителями, которые проводили на работе очень много времени. Для хорошей вовлеченности в каждодневные задачи их life-work баланс страдать не должен. Также им важно иметь возможность занимать руководящие должности, продвигаться по карьерной лестнице, развиваться и качественно выполнять свою работу. Это поколение "предпринимателей", которые жаждут самостоятельности, пусть даже в рамках компании.

Поколение Y, миллениалы (1980-2000 г. рождения): становление личности этих людей происходило в годы бурного технологического подъема. Миллениалы выросли в семьях, в которых родители часто годами оставались на нелюбимых должностях. Поэтому для высокой вовлеченности им важно выполнять интересные задачи, которые приносят пользу и дают ощущение развития. А еще они зависят от обратной связи и одобрения со стороны руководителей, ценят дружную обстановку в коллективе и командную работу.
Поколение Z (от 2000 г. рождения): самое загадочное поколение. Амбициозные и уже с раннего возраста знают, чего хотят добиться в жизни. Представители этого поколения хотят быть полезными не только для команды, но для всего мира: социальные и экологические инициативы вызовут восторг и уважение к руководителю.
Эти рамки, хоть и условные, очень пригодятся вам при построении системы мотивации в своей команде.
Система мотивации сотрудников для малого бизнеса
Главные ошибки руководителя, снижающие уровень мотивации сотрудников
Вот самые распространенные ошибки руководителей бизнеса, которые ведут либо к потере мотивации сотрудником, либо к увольнению. Прочтите, ведь предупрежден, значит вооружен (читать "значит хороший руководитель").
- Поощрение неблагоприятной атмосферы на рабочем месте. Сплетни, токсичность, отсутствие поддержки и командной работы — все это снижает уровень мотивации.
- Превышение профессиональных границ со стороны руководителя. Если вы любите прокричаться прямо на рабочем месте, пристыдить сотрудника перед коллективом, или практикуете другие неприятные методы коммуникации с персоналом, будьте готовы к тому, что мотивация будет на низком уровне. Заслужите авторитетность в глазах сотрудников другим образом.
- Отсутствие поощрения за промежуточные результаты. Часто в движении к большим целям руководители забывают, что промежуточный результат — тоже результат, ведь достижение поставленных планов может занять годы, а закрытие проектов затянуться на месяца.
- Непонятная для сотрудников система мотивации. Какой толк в классных бонусах, если никто толком не понимает, за что и как их получать?
Качественная система мотивации поможет поддерживать показатели на хорошем уровне и развивать компанию без "простоев". Изучайте, внедряйте, тестируйте и мотивируйте сотрудников на новые свершения. И конечно же, читайте наш блог. Без этого никуда :)