5 мин

CRM сделанная на заказ: подводные камни для малого бизнеса

Предприниматели, решившие автоматизировать свой бизнес, сталкиваются с дилеммой: использовать ли для этого готовую систему или создать свою собственную под заказ. Правда в том, что 90% тех, кто решает вложиться в разработку кастомного решения, после потраченного времени и бюджета возвращаются к готовому. В статье разбираемся, почему.



Содержание
Какие CRM системы существуют: готовые и кастомные
Стоимость и сроки разработки CRM — главный враг малого бизнеса 
Готовая CRM-система или CRM под заказ: плюсы и минусы
Какие компании внедряют уникальные CRM?
Что лучше: готовая CRM-система или CRM под заказ?

Какие CRM системы существуют: готовые и кастомные

Каждая компания — это десятки уникальных процессов, которые тесно переплетены между собой. Часто руководители думают, что процессы эти настолько уникальны, что под них нужно создать такую же уникальную CRM-систему. 

Теоретически, индивидуальная CRM-система будет включать в себя нужные функции, полностью адаптированные к конкретной компании — от использованной внутри системы терминологии до способа построения рабочих процессов.



Узнайте больше о том, какие бывают CRM-системы



В отличии от кастомной CRM-системы, готовые решения более гибки. Обычно они учитывают наиболее простую модель работы бизнес-процессов внутри компании, чтобы подходить разным клиентам, что и смущает руководителей. Но решение разрабатывать собственную программу для малого и среднего бизнеса — совсем не выход, и вот, почему.

Стоимость и сроки разработки CRM — главный враг малого бизнеса 

Давайте посмотрим правде в глаза. Очень редко потребности и процессы малого бизнеса настолько уникальны, что оправдывают затраты на разработку собственной системы учета. Этот именно тот момент, когда нужно понять, что затраты времени и денег на разработку могут превысить оборот компании: 


Стоимость разработки 

Для разработки рабочей CRM-системы потребуется целая команда разработчиков, оплата труда которых начинается минимум от 2х тысяч долларов в месяц. Почему это скорее всего не сможет сделать один человек? Потому что CRM — это не заурядные проект на две недели, а целая экосистема с различными функциями и возможностями. Для тех, кто хочет попроще, есть смысл продолжать вести учет в таблицах. 


Сроки разработки 

Мало того, что команду надо собрать, надо еще и управлять ею так, чтобы разработка одной системы не тянулась годами. Реальность такова, что не все руководители обладают навыками проджект менеджмента и составления эффективного технического задания. Часто случается так, что первоначальный заказ клиента в процессе модифицируется, нуждается в постоянных доработках и изменениях независимо от того, какие технологии команда будет использовать в работе. Чтобы построить архитектуру будущей CRM-системы, желания недостаточно, нужно иметь профессиональные навыки и знания. 

И это только разработка. А ведь есть еще и постобслуживание… 

Готовая CRM-система или CRM под заказ: плюсы и минусы

Работа над собственной CRM-системой не заканчивается после ее разработки. На плечи руководителя ложится много задач пост обслуживания: тестирование, выявление и исправление ошибок, обучение сотрудников, актуализация и внедрение новых функций, ремонт возникающих неисправностей системы и многое другое: 


Техническая поддержка

Другим важный моментом при выборе CRM-системы является доступность службы поддержки в режиме реального времени. Большинство CRM-компаний предоставляют эту возможность своим пользователям для помощи в обслуживании системы и решении возникающих в течении работы вопросов. 

При разработке собственной системы у вас не будет такой возможности. Вы не только будете отвечать за безопасность защиты данных, но исправное функционирование этих данных. Обслуживание системы будет стоить недешево с учетом того, что вам надо будет найти такого разработчика, который будет решать ваши проблемы на регулярной основе. Спойлер: сделать это тоже не так уж и просто в силу особенностей найма сотрудников и текучки в IT-сфере.     


Обновления

Современный рынок меняется со скоростью света. Каждый день перед малым бизнесом открываются новые возможности, которые могут внести изменения в существующие бизнес-процессы компании. Зачастую нужна новая интеграция с сервисами оплаты или аналитики, маркетплейсами или мессенджерами, а также другими бизнес-инструментами, наличие которых позволит бизнесу оставаться конкурентоспособным. 

Эти изменения невозможно предугадать или быстро внести в самодельную систему при возникновении потребности. А если хотите, чтобы система еще и работала бесперебойно, вам тем более придется регулярно обновлять ее, чтобы исправить ошибки или улучшить удобство использования определенных функций. 

Когда заказчик получает программу, техническое задание к которой он подготовил несколько лет назад, скорее всего, она не будет актуальна. Готовые системы-CRM учитывают актуальные требования бизнеса, для которого предназначаются, а также имеют возможность выпускать нужные обновления своевременно (а в случае облачных CRM-систем, еще и незаметно для самих пользователей). 


Обучение 

Большинство готовых CRM-систем обеспечивает пользователей учебными материалами — видео, инструкциями и статьями. При качественном подходе часто задаваемые вопросы и решение распространенных проблем отображаются на сайте или в базе знаний. Кроме того, некоторые компании даже предлагают обучение пользователей, чтобы команда могла быстро начать работу в системе. 

При разработке кастомной системы, возможность обучения вам доступна не будет. После того, как разработчики создадут решение, скорее всего они не будут собирать для вас и ваших сотрудников методичку по обслуживанию. Вы должны будете либо делать это самостоятельно, либо платить дополнительные деньги за решение дополнительных проблем. А они, так или иначе, будут возникать.  

Какие компании внедряют уникальные CRM?

Разработка собственной CRM-системы — возможность, которая не только имеет место быть, но и пользуется относительной популярностью на современном рынке. Но чаще всего эту возможность используют крупные бизнесы и корпорации, которым особенно важно, как система работает, что будет выполнять, и зачем в принципе нужна. У больших компаний с большими оборотами нет проблем с бюджетом на разработку и содержания штата разработчиков, а также есть большая потребность во внутренней безопасности данных. Например, страховые компании, банки, большие производственные концерны работают в самописных системах. Но если бизнес не отличается масштабами, особого смысла тратить деньги и нервы нет.  

Так что выбрать для своего малого бизнеса? По мере роста ваших потребностей и клиентской базы вам понадобится CRM-система, которая будет расти вместе с компанией. РемОнлайн — это как раз такая CRM-система, которая автоматизирует процессы вне зависимости от размера бизнеса: от хобби до бизнес-сети. Добавлять локации и сотрудников можно с развитием компании. А благодаря регулярным обновлениям возможностей и бесплатной службе поддержки вы получите преимущество на высококонкурентном рынке.



img_block_2_ua.jpg (56 KB)



Что лучше: готовая CRM-система или CRM под заказ?

Успех гарантирован только тогда, когда человек занимается тем, в чем он силен. Именно поэтому вместо того, чтобы искать себе дополнительные проблемы и заботиться об исправной работе системы, руководителям стоит заняться развитием своего бизнеса. Так воспользуйтесь же готовым решением, которое позволит автоматизировать бизнес-процессы компании и увеличивать ее прибыль, чтобы сэкономить тысячи долларов и нервных клеток на разработке кастомного решения. Они вам пригодятся для более важных дел.

comments powered by Disqus