7 минут

Как подобрать персонал для автосервиса и почему без E-learning уже никак

Одна из основных проблем для украинских автосервисов — это дефицит квалифицированных сотрудников. Образовательные программы в профильных учебных заведениях уже давно устарели. Однако именно знания и навыки специалистов гарантируют высокое качество обслуживания на СТО и соответственно прибыльность бизнеса.

Об этом мы пообщались с директором компании TechTe@ch и преподавателем Барского профессионального колледжа транспорта и строительства Александром Вольтрихом. Из нашего интервью вы узнаете, как найти толковых мастеров для своего автосервиса и повысить квалификацию специалистов.

Какие отрасли в сфере авто сейчас отдает предпочтение большинство молодежи?

До полномасштабной войны наиболее популярной специальностью в Барском колледже был автомеханик, дорожный строитель и дорожный механик. Сейчас приоритетным направлением подготовки остается только автомеханик, потому что правительственная программа "Большая стройка" приостановилась. Из-за этого строится значительно меньше дорог, поэтому и потребность в профильных специалистах снизилась.

Расскажите об эффективных современных инструментах, которые помогают вам в преподавании

В 2019 году я понял, что современные технологии необходимы для обучения студентов в области автомеханики, особенно для диагностики неисправностей автомобиля. В украинской системе образования в открытом доступе была нехватка материалов о любых видах транспорта. Преподаватели были ограничены "КамАЗом и ЗИЛом" и сами должны были где-то находить материалы для изучения конкретной марки автомобиля. Разрыв между образовательными технологиями в мире и Украине был колоссальным.

Потом еще и пандемия коронавируса привела к тому, что выпускникам вузов не хватало практических навыков работы с автомобилем, потому что обучение проходило дистанционно. Да и до этого уровень преподавания не всегда позволял выпустить из образовательного учреждения готового специалиста. Поэтому те, кто стремился получить знания в автомобильной отрасли, искали дополнительные источники информации. Профильная литература и лекции на YouTube часто не удовлетворяли этих потребностей или же были сложными для восприятия.

В том же 2019 году я вышел на Electude и понял, что потратил кучу времени на разработку новых занятий и тестирований, которые уже были собраны в одной системе. Пользователи платформы имеют доступ к базе данных с актуальной информацией об автомобилях со всего мира. Уже в конце 2020-го года я основал компанию TechTe@ch, которая сейчас является единственным официальным представителем Electude в Украине.


techteach.webp (21 KB)

Electude — это облачная образовательная платформа дистанционного обучения для подготовки специалистов в области автомеханики, автоэлектрики и диагностики транспорта.



Сначала приходилось заниматься в системе на русском языке, но сейчас платформа полностью переведена на украинский и еще около 50 языков. В 2021 году мы начали привлекать к системе другие учебные заведения Украины, которые готовят специалистов в сфере автотранспорта. Сейчас более 65 учебных заведений и до 6000 студентов пользуются системой.

Electude позволяет объективно оценивать успехи учеников, потому что как ни крути, а преподаватель все же субъективно оценивает знания студентов, а программа всегда остается объективной. Таким образом мы еще и исключаем из процесса контроля знаний лишнюю бюрократию и коррупцию.

Поможет ли Electude сделать из студента специалиста автосервиса или повысить квалификацию специалистов отрасли?

Платформу разработали в Нидерландах, собранные в ней материалы соответствуют европейским стандартам преподавания. В системе отсутствуют внутренние разработки определенных компаний, но их можно добавить отдельно. Electude используют по всему миру — в Китае, США и Австралии. За все годы работы программы в Украине я не получил ни одного конкретно негативного отзыва.



world-map.webp (32 KB)

Electude — это не учебник, а гибкая система, которая постоянно обновляется в соответствии с изменениями и новинками на авторынке. К примеру, на платформе студенты могут изучать детальное строение Tesla или разобрать гибридный Land Rover. Мои ученики посещают занятия не с тетрадями, а с планшетами или ноутбуками.



electric-car.webp (43 KB)

Если же отойти от учебных заведений, то на платформе также доступны курсы для переквалификации и повышения квалификации по направлениям: автомеханик, автоэлектрик и автомобильный диагност. 

На курсе автомеханика углубленно и подробно изучается строение автомобилей. Есть также отдельный курс о строении именно гибридных автомобилей.

Чтобы пройти курс автоэлектрика или диагноста, человек должен иметь базовое понимание математики и уметь делать расчеты. С этой базой и с помощью курса специалист за полгода получит достаточно знаний для работы с любым автомобилем.



configurations.webp (40 KB)

Курсы проходят женщины и мужчины всех возрастов. Однажды общался с клиенткой с ярким длинным маникюром, который точно не позволил бы ей работать мастером на СТО. Оказалось, что она заведует автосервисом мужа, который ушел на войну. Решила углубиться в тематику, чтобы больше разбираться в специфике работы и найти общий язык с сотрудниками.

Как проходит обучение на платформе Electude?

Обучаться может любой желающий и в любой удобный момент при условии наличия компьютера и подключения к интернету. Пользователи самостоятельно изучают выбранный курс. Каждый из них разделен на модули, которые постепенно подготавливают ученика к виртуальному симулятору в соответствии со специальностью.

Система автоматически сохраняет прогресс и ответы студентов в тестах, позволяет отследить действия в виртуальном симуляторе и время, потраченное на выполнение заданий. Это позволяет контролировать прогресс и отслеживать успехи учеников.

Во время прохождения учебных модулей участник отвечает на вопросы до тех пор пока не даст правильный ответ. Electude дает подсказки и указывает на ошибки, что позволяет лучше усвоить материал.

В тестовых модулях возможно ответить только один раз. Результат сохраняется в системе и его видит сам участник, руководитель или преподаватель, и наши менторы. Поэтому при необходимости директора автосервисов, или непосредственно сами ученики, могут связаться со мной и коллегами, чтобы получить консультацию и разобраться в деталях курсов.

Конечно, теория должна быть подкреплена практикой. Однако дело еще и в наглядности теории. Пользователи Electude могут заглянуть внутрь автомобиля и изучить строение механики, что значительно упростит переход к практическим занятиям.



diagnoctic.webp (87 KB)

После прохождения курса участники получают сертификаты, которые признаются в большинстве стран ЕС, США и Канаде. Универсальная программа обучения позволяет проверить профессионализм специалистов в любой стране, если имеется соответствующая языковая версия.



languages.webp (29 KB)

В частности, Electude может служить инструментом профориентации. Некоторые пользователи, пройдя курс понимают, что ремонт и диагностика авто — это не для них.

Как понять уровень квалификации специалиста перед принятием на работу и отобрать лучших специалистов?

Мы проводим проверку для специалистов автосервисов с помощью онлайн-тестирования. В TechTe@ch мы можем создать тест, опираясь на конкретный запрос работодателя. Можно проверить знания комплексно или отдельных систем автомобиля, таких как строение двигателя, развал-схождение, ходовая часть и т.д. Это позволит понять, соответствует ли уровень и специализация специалиста потребностям СТО. Возможно устроить и поэтапное тестирование для отбора наиболее способных сотрудников, если кандидатов много.



pressure.jpg (75 KB)

Такие проверки целесообразно проводить и для имеющегося персонала. Обычно после них директора и владельцы автосервисов понимают, что сотрудникам необходимо повысить квалификацию. Иногда это спасает предпринимателей от лишних убытков, а авто клиентов — от поломок.

К тому же, если предприниматели решают приобрести курс и повысить квалификацию своего персонала и мы видим, что специалисты работают упорно, то предоставляем следующие курсы бесплатно. Также если специалист прошел за 3 месяца курсы автоэлектрика, то мы предоставляем курс автодиагноста даром.

TechTe@ch поощряет желание владельцев СТО проверить уровень квалификации своих специалистов, т.к. это говорит об их прогрессивности и мотивированности. Если люди настроены делать свое дело качественно, то я готов им помочь, и именно поэтому тестирование является бесплатным. Чем больше качественных автосервисов в Украине, тем выше уровень обслуживания по всей стране.

Обращаются ли к вам компании за кадровыми рекомендациями?

Я могу посоветовать компаниям обратить внимание на выпускников учебных заведений, которые используют Electude. Это свидетельствует о достойном уровне их знаний. Обычно даю контакты преподавателей в том регионе, где расположен заинтересованный в новых сотрудниках автосервис. Также работодатели могут просмотреть список лучших студентов из каждого учебного заведения, участвовавшего в конкурсе Service Master Junior.

Расскажите подробнее о конкурсе, пожалуйста

Service Master Junior — это вклад в общее развитие автобизнеса в Украине. Этот конкурс проходит на платформе Electude и позволяет определить лучших молодых специалистов. Участие в соревновании могут принимать студенты из любых учебных заведений.

В 2023 году соревновались 580 участников из 33 учебных заведений. Радует, что столько молодежи стремится учиться и развиваться. По результатам конкурса мы выбираем 3 лучших студентов от каждого учебного заведения. Предприниматели могут в любой момент заглянуть в список участников и победителей, чтобы найти себе высококвалифицированных специалистов в своем регионе.



service-macter2023.webp (53 KB)

Понимаю, что предпринимателям трудно полагаться на кадры из украинских учебных заведений, учитывая имеющиеся учебные программы и уровень преподавания. Однако Electude — это гарантия уровня специалиста. Как минимум, он точно не сломает автомобиль клиента. Поэтому Service Master Junior и сертификация от Electude помогут сориентироваться и отобрать перспективных специалистов.

Кроме конкурса вы также проводите Независимый квалификационный экзамен...

Да, экзамен проводится среди студентов украинских учебных заведений, чтобы они имели возможность получить сертификат международного значения, подтверждающий качество полученного ими образования и профессионализм. Это как ВНО для автомехаников. Список выпускников, преодолевших пороговый уровень, есть в открытом доступе. Осенью 2023 года планируем провести еще один НКЭ, чтобы учебные заведения могли узнать реальный уровень знаний своих студентов.



nki2023.webp (62 KB)

Возможно ли из механика вырастить менеджера автосервиса, или же лучше обучать менеджеров отдельно по профессиональному направлению?

Возможно, но это уже больше психологическое и социальное обучение. Трудно создать единые стандарты для обучения менеджеров автобизнеса, потому что у каждой компании своя внутренняя политика. Тем более, трудно с помощью программы научить человека взаимодействовать с другими людьми.

Кому пригодится новый курс по автоматизации автосервиса от RemOnline и поможет ли он специалистам с переквалификацией?

Расширенная инструкция с презентациями поможет мастерам частично приобщиться к административным задачам в программе по ремонту автомобилей. Однако этот курс будет более полезен для повышения профессионализма руководителей и менеджеров СТО, нежели поможет переквалифицировать специалистов.



electude+remonline.webp (123 KB)

Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве TechTe@ch с компаниями

Прямо сейчас готовим 6 мастеров-приемщиков для одного автосервиса. Если говорить о длительном сотрудничестве, то мы помогли компаниям Restart, Genstar и Master Service определить, кому из сотрудников необходима переквалификация или повышение уровня знаний.

Около 30 специалистов из Master Service проходили тестирование. Первая группа из 10 мастеров прошла тестирование, руководители компании остались довольны и начали постепенно проверять уровень знаний всего персонала. Однако мы не ограничиваемся только тестированиями — руководящий совет компании Restart проходил повышение квалификации на Electude.

Если компании не успевают вовремя завершить обучение, то могут договориться с нами о продлении сроков доступа к системе. Обычно мы идем на встречу, потому что понимаем загруженность и видим при этом прогресс в прохождении курсов.

Какие планы строите на будущее и есть ли у вас и вашей компании глобальная миссия?

Во-первых, я доволен теми достижениями, которые уже есть. Перевод Electude на украинский стоил мне и коллегам много времени и усилий. Проблема еще была в том, что в нашем языке не всегда есть термины для перевода английских слов. Поэтому продолжаем работать, в том числе, и над разработкой украинской технической терминологии.

В следующем году планируем провести конкурс Service Master Junior. Хотелось бы вывести конкурс на международный уровень. Наши студенты уже соревновались с колледжами из Нидерландов и Казахстана, хотелось бы расширить перечень стран. Кстати, в голландском колледже я впервые увидел учебное заведение с базой в 50 подъемников. На всю Украину есть всего несколько СТО с таким количеством подъемников, уже не говоря об образовательных учреждениях.

Планируем ряд форумов в областных центрах западной Украины. Это еще один камешек в фундамент эффективной кооперации образовательной сферы и бизнеса. Если так глобально, то цель — это вывести украинское техническое образование на международный уровень.