Рус
  1. Главная
  2. Блог
  3. Академия РемОнлайн

Управленческий учет: цель, принципы и особенности внедрения

Управленческий учет: цель, принципы и особенности внедрения

Вести бизнес без управленческого учета – это как ехать за рулем машины с завязанными глазами. Процесс интригует, но нет уверенности, что доберешься из пункта А в пункт Б. С бизнесом та же история: для его развития нужно понимать, как обстоят дела в компании, и вовремя получать информацию о всех изменениях. Например, о товарообороте, доходах и расходах, качестве обслуживания и эффективности работы подчиненных. 

Система отчетов должна быть организована так, чтобы вы в любой момент могли посмотреть их и ответить на 2 главных вопроса: в каком состоянии сейчас находится компания и что можно сделать, чтобы увеличить прибыль и уменьшить издержки. В этом и состоит основная цель управленческого учета. Он помогает анализировать прошлое, контролировать настоящее и планировать будущее вашего бизнеса (строить стратегию).

Управленческий учет нужен абсолютно любой компании: от магазинов бытовой техники до мастерских и сетей СТО. Сегодня подробно расскажем о его задачах, пользе и особенностях внедрения.

Основные задачи управленческого учета

Цели и задачи управленческого учета

Система управленческого учета помогает решать много важных задач. Вот основные из них:

  • Управление затратами и запасами

На товары, зарплаты, оборудование и запуск новых услуг тратится определенный бюджет. Затем все это приносит какую-то прибыль. Управленческий учет поможет вам ее оценить и понять, какие филиалы и сегменты бизнеса более рентабельны, а какие пора закрывать. У кого из сотрудников черный пояс по продажам и обслуживанию, а кого нужно уволить. 

Вы сможете фиксировать и анализировать расходы и доходы. Видеть движения товаров и знать, какие из них пользуются популярностью, а какие годами лежат на складе мертвым грузом. Планировать закупки и расходы на оплату труда, а также решать, сколько денег сейчас можно вывести из бизнеса для инвестиций в другие проекты. 

Это поможет выстроить эффективную систему управления, избавиться от хаоса в бизнес-процессах и, наконец, начать прогнозировать результаты работы предприятия. Да-да, так и должно быть. 

  • Сбор, систематизация и анализ информации

Количество и качество полученных данных будет зависеть от программы, в которой вы работаете. В РемОнлайн, например, вы сможете генерировать отчеты по исполнителям, заказам, остаткам, списаниям, отзывам, зарплате, работам, прибыли от продажи товаров и услуг и т.д. 

При этом удобно то, что информацию можно сравнивать в разрезе периодов, сотрудников и мастерских. Она будет выгружаться в понятной форме и ее не нужно будет искать вручную. Пару кликов и подробный отчет уже на мониторе.  Такой детализации сложно добиться, если вы ведете дела в Excel, поэтому CRM-система – очень полезная штука для организации управленческого учета. 

  • Оптимизация коммуникации и бизнес-процессов

Вы сможете анализировать ключевые показатели работы компании и отслеживать динамику их изменений. Это поможет увидеть, обозначить и устранить слабые места бизнес-процессов. Без управленческого учета вы бы просто ощущали, что что-то идет не так, а затем долго искали корень зла методом проб и ошибок. 

Кроме того, если у вас подключена телефония, вы сможете организовать учет и прослушивание звонков. Узнаете, как ваши сотрудники общаются с клиентами, оптимизируете структуру диалога, разработаете скрипты продаж и в итоге повлияете на качество обслуживания. 

  • Создание дополнительных точек контроля

Вы получите доступ к информации, которая касается всех сфер деятельности компании: от складского учета, до продаж и обратной связи. Ее регулярный анализ позволит вам создать объективную систему KPI и получить дополнительные точки контроля. У сотрудников появится план продаж, норма времени для выполнения заказов и уровень оценки клиентов, к которому нужно стремиться. 

  • Разработка системы мотивации

Из предыдущего пункта становится ясно, что организация управленческого учета поможет создать действенную систему мотивации. Вы сможете установить вознаграждение за продажу дорогих товаров или определенных услуг, а также учесть стаж и опыт работы отдельных сотрудников. 

Кроме того, отслеживая успехи исполнителей, вы поймете кого стоит повысить, перевести на другую должность или кто заслужил премию. 

  • Планирование в разрезе текущих показателей работы компании

Все вышеперечисленное даст вам возможность объективно оценить положение дел и перейти к планированию закупок, прибыли, расходов, долгосрочных и краткосрочных целей. Это позволит достичь стабильного развития бизнеса и избежать эффекта американских горок.

Управленческий учет нужен для того, чтобы руководитель не утонул в мелких задачах,  мог контролировать процессы, прогнозировать ситуацию и быстро принимать рациональные решения. 

Теперь давайте поговорим об особенностях управленческого учета для сервисного бизнеса и сложностях, с которыми сталкиваются предприниматели при его внедрении.

Особенности управленческого учета для сферы услуг

В больших компаниях управленческим учетом занимаются целые отделы и даже департаменты: аналитики, финансисты, экономисты, бухгалтерия, менеджеры по развитию направлений и т. д. А в сфере услуг обычно представлен малый и средний бизнес, у которого нет ресурсов на содержание такого количества сотрудников. Поэтому предприниматели могут столкнуться с рядом проблем, среди которых: 

  • отсутствие времени на аналитику и работу с цифрами –  решается автоматизацией типовых задач; 
  • нехватка опыта и специализированных знаний – нужны максимально понятные и простые отчеты; 
  • недостаточность и плохая структура данных – поможет нормальная CRM-система. 

Как видите, все трудности легко перебороть, было бы желание. К тому же в результате управленческий учет сэкономит вам массу времени и сил. 

При организации системы управленческого учета стоит принимать во внимание и другие особенности сферы услуг. Например, то, что придется изучать не только финансовые и складские показатели, но также уровень сервиса, сроки выполнения работ, сезонность, затраты материальных и трудовых ресурсов. Но не волнуйтесь, для всего этого можно собрать информацию и создать отчеты. Просто нужно будет проанализировать обратную связь и данные за предыдущие периоды. Например, рассчитать среднее число заказов в низкий и высокий сезоны, а также нормы времени на разные виды работ и сроки ожидания запчастей от поставщиков, с которыми сотрудничаете. 

Правила, принципы и виды управленческого учета

Виды управленческого учета

Управленческий учет делится на 4 вида: 

  • Производственный – позволяет вычислить себестоимость товаров и услуг. 
  • Бюджетный – направлен на повышение эффективности работы подразделений и сотрудников (сюда относим зарплаты, премии и штрафы).
  • Маржинальный – показывает зависимость прибыли от объемов продаж и производства. 
  • Стратегический –  помогает обеспечить развитие и повышение конкурентоспособности бизнеса необходимыми ресурсами. 

Все они работают по единой системе принципов, среди которых непрерывность, простота, надежность, своевременность и сопоставимость данных. То есть вы должны регулярно получать достоверные и понятные отчеты, информации из которых вам будет достаточно для анализа, сравнения  и принятия решений. 

Это важно понимать на этапе выбора CRM-системы, чтобы вести управленческий учет в соответствии со следующими правилами: 

  1. Реалистичность и четкое обозначение целей и задач.
  2. Краткость, системность и удобство получения информации.
  3. Правильное распределение ролей и обязанностей между сотрудниками. 
  4. Наличие центров ответственности и системы взаимодействия между ними (например, у кладовщиков, кассиров, администраторов и продавцов могут быть свои показатели и зоны ответственности) . 
  5. Продуманный механизм контроля. 
  6. Отсутствие дополнительных трудностей для подчиненных (внедрение учета должно повысить эффективность их работы, а не отвлекать от основных обязанностей).

С теоретической частью и функциями управленческого учета разобрались, пора переходить к практике. 

Как организовать управленческий учет: алгоритм внедрения 

У внедрения управленческого учета на разных предприятиях могут быть свои задачи и особенности, но вот универсальный план:

  • Выберите программу, которую будете использовать. Очень удобно, когда все данные собираются в одной CRM-системе.
  • Определите финансовую структуру компании и центры ответственности. 
  • Разработайте классификацию затрат и доходов, чтобы добавить статьи движения денежных средств для дальнейшего анализа. 
  • Систематизируйте, опишите и оптимизируйте бизнес-процессы. Они отражают этапы деятельности предприятия, поэтому очень важно понимать, кто в них участвует, как все это работает и какими документами сопровождается. 
  • Создайте шаблоны справочников, документов и форм (если в программе нет предустановленных вариантов или их недостаточно). 
  • Контролируйте внесение в систему первичных данных. Проговорите это с сотрудниками и добавьте в документы ряд обязательных для заполнения полей. 
  • Определитесь с нужными отчетами. 
  • Начните регулярно их выгружать и следить за показателями работы компании в динамике. 
  • Корректируйте стратегию и систему мотивации, основываясь на полученных данных. 

При выборе программного продукта обратите внимание на облачные решения с простым интерфейсом, возможностями для интеграции и автоматизацией типовых задач. Так вы сможете получать доступ к отчетам откуда угодно, обойтись без покупки дополнительного оборудования, рассчитывать на регулярные обновления и помощь квалифицированной службы поддержки. А также подключить телефонию и sms-шлюз, чтобы потом анализировать обратную связь и качество общения. Такие функции есть в РемОнлайн

Теперь вы понимаете основы управленческого учета и знаете, как его организовать. Уверены, у вас все получится!

comments powered by Disqus