Рус
  1. Главная
  2. Блог
  3. Академия РемОнлайн

Новые законы про РРО, кэшбек и электронные чеки: что изменилось и чего ждать предпринимателям

Новые законы про РРО, кэшбек и электронные чеки: что изменилось и чего ждать предпринимателям

После подписания законопроектов №1053-1 и 1073, которые регулируют использование регистраторов расчетных операций (РРО) и призваны обеспечить детенизацию расчетов в сфере торговли и услуг, возникло много вопросов и дискуссий. Необходимо понять, нужен ли вам кассовый аппарат, в какие сроки его следует подключить, для кого станет обязательным осуществление безналичных расчетов и что такое кэшбек для покупателей.

Много новой информации, терминов и нюансов. Поэтому давайте попробуем разобраться во всем вместе, чтобы вы могли заранее подготовиться к работе с РРО и другим изменениям, предусмотренным законодательством, а также избежать штрафов.

Что изменилось после принятия законов о кассовых аппаратах

Законы №128-ІХ и 129-ІХ (при принятии – законопроекты № 1053-1 и 1073) уже подписаны президентом и опубликованы в "Голосе Украины" от 19 октября. Часть положений вошла в силу сразу после публикации, а другие начнут действовать в 2020 и 2021 годах. Нововведения касаются использования кассовых аппаратов, внедрения программных РРО и выдачи электронных чеков. Вот перечень самых важных изменений:

1. Кроме обычных кассовых аппаратов появится программный РРО, который можно установить на планшет, ноутбук или смартфон. Его нужно будет зарегистрировать на сайте ГНС и запрограммировать (ввести номенклатуры работ, товаров и услуг для продажи). При этом расчетные документы будут фискализироваться на сервере налоговой службы.

Хорошая новость в том, что программа будет бесплатной и вы сможете выбрать, какой вид РРО использовать. Сейчас налоговики проводят тестирование, чтобы весной 2020 года представить пользователям оптимальные варианты. Но вы уже можете загрузить на сайте ГНС  одну из таких программ и инструкцию к ней.

2. Покупатели смогут получать электронные чеки. Схема продажи будет выглядеть таким образом: 

  • покупатель выбирает товар;
  • продавец/кассир сканирует его QR или штрих-код и нажимает кнопку фискализировать;
  • расчетный документ с нужными позициями формируется и поступает на сервер ГНС;
  • чеку присваивается фискальный номер и он отсылается на гаджет продавца;
  • РРО отображает чек с QR-кодом;
  • покупатель может просканировать его и сохранить в смартфоне, а также сфотографировать или получить номер электронного чека на почту/мессенджер.

Как видите, все достаточно удобно. Главное, подключить скоростной интернет.

3. Кроме регистрации кассовых аппаратов и чеков, сервер контролирующего органа будет осуществлять:

  • прием электронных отчетов и отчетных чеков;
  • обработку и хранение информации о расчетных документах с последующим предоставлением доступа к ней;
  • интеграцию с программным РРО.

Следует отметить, что принятые законы не вводят никакой новой отчетности по применению кассовых аппаратов.

4. Покупатель сможет проверить правильность своего чека на сайте ГНС и получить кэшбек в случае выявления нарушений. Для этого нужно подать жалобу в налоговую службу. Если информация о нарушениях подтвердится и стоимость покупки превышает 850 грн, предпринимателя ждет штраф, часть которого получит потребитель (это и есть кэшбек). Такой механизм начнет действовать с 1 октября 2020 года.

5. Бизнес обязали вести учет товаров и предоставлять документы по нему во время проверок. Это не касается ФЛП-единщиков, которые не являются плательщиками НДС (кроме тех, кто продает технически сложные бытовые товары, лекарства, медицинские изделия и товары из драгоценных металлов и камней). Если вы еще не ведете складской учет, то узнайте, как это можно делать в РемОнлайн.

6. Интернет-магазины с дистанционной формой оплаты должны подключить РРО и зарегистрировать его по своему адресу или на машину, которой осуществляется доставка (при наличии собственной курьерской службы).

7. Предприниматели должны обеспечить покупателям возможность рассчитываться электронными платежными средствами с использованием минимум трех платежных систем. Скачать полный текст этого постановления можно на сайте Минэкономразвития.

Теперь вы знаете, как работает программный РРО и какие нововведения ждут нас после принятия законов №128-ІХ "О применении регистраторов расчетных операций" и №129-ІХ "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов" в сфере торговли, общественного питания и услуг. Осталось разобраться, нужен ли РРО для ФЛП и в какие сроки следует его подключить.

Кто и когда должен начать использовать РРО

Главная цель реформы – перевести на работу с кассовыми аппаратами физических лиц-предпринимателей 2-4 групп до 1 января 2021 года. Отказаться от использования РРО смогут только ФЛП первой группы, годовой объем дохода которых не превышает 300 тыс. грн.

Конечно, есть ряд исключений и довольно длительный переходный период. Сейчас предусмотрен сценарий внедрения РРО, который состоит из трех этапов:

1. Плательщики единого налога 2-4 групп с объемом годового дохода до 1 млн грн могут не подключать кассовые аппараты до 1 октября 2020 года. Это касается всех случаев, кроме продажи технически сложных товаров, медицинских изделий, лекарств и оказания платных услуг в сфере здравоохранения.

2. С 1 октября 2020 до 1 января 2021 года перечень единщиков, которые должны подключить РРО для услуг и товаров расширится. К нему добавятся те, кто превысил миллионный объем дохода и предприятия, занимающиеся:

  • розничной реализацией б/у товаров в магазинах;
  • торговлей через интернет;
  • бизнесом в сфере общественного питания (рестораны, кафе, заведения быстрого обслуживания и другие варианты, не указанные в статье 9 Закона про РРО)
  • продажей туристических услуг (туроператоры и турагентства)
  • содержанием отелей и разных заведений временного размещения;
  • продажей текстиля (кроме реализации на рынках за наличные), а также принадлежностей и деталей для автотранспорта согласно перечню, утвержденному КМУ.

3. Третий этап предполагает переход всех ФЛП-единщиков 2-4 групп на использование РРО до января 2021 года.

Среди других изменений, касающихся расчетных операций, следует отметить, что с 2021 года лимит дохода единщиков второй группы возрастет с 1,5 до 2,5 млн гривен. Кроме того, с 20 октября 2019 года плательщиками единого налога 1-3 групп больше не могут компании, занимающиеся техническим обслуживанием телекоммуникационных сетей, предоставлением услуг мобильной и фиксированной телефонной связи, а также другими видами деятельности, которые указаны в пункте 291.5. 1 Налогового кодекса Украины.

Как видите, в законах есть много исключений и нюансов. Поэтому окончательно понять, нужен ли РРО для вашего бизнеса, можно ознакомившись с полным текстом законопроектов или проконсультировавшись с юристом. А теперь давайте поговорим о том, к чему вообще приведут эти изменения.

Для чего украинцам нужны электронные чеки и закон про РРО

Принятые законы должны способствовать повышению уровня налоговой культуры и защиты прав потребителей. Реформа позволит:

  • Вывести наличные расчеты из теневого оборота и увеличить объем налоговых поступлений.
  • Защитить легальный бизнес от недобросовестной конкуренции за счет создания одинаковых условий для всех игроков.
  • Улучшить эффективность государственного контроля за расчетными операциями и налоговое администрирование.
  • Экономить время и деньги, а также избавиться от бумажной волокиты путем использования программных РРО.
  • Уменьшить количество "серого" товара благодаря внедрению обязательного учета. Это защитит потребителей от приобретения контрабанды и позиций, которые не были предназначены и сертифицированы для нашего рынка.
  • Создать механизм контроля выдачи чеков и выявления нарушений в виде кэшбека для покупателей. Это будет стимулировать их требовать и проверять расчетные документы.

Итак, можно сделать вывод, что реформа по-своему выгодна для всех субъектов рынка и будет способствовать экономическому росту. К тому же Президент подписал указ о двухлетнем моратории на проверки ФЛП и смягчение ответственности за нарушения порядка предоставления отчетности. Это сделает переход более комфортным.

Надеемся, наша статья помогла вам разобраться в основных вопросах об использовании РРО и новых законах. Чтобы получать больше полезной информации и не пропустить важные новости, подпишитесь на наши обновления. До встречи в блоге РемОнлайн!

comments powered by Disqus